Гимназия № 498
телефон: (812) 446-18-57
Санкт-Петербург, улица Новосёлов, дом 21, литер Ш

Оценка качества образования

Положение о ВСОКО в ГБОУ гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга. Скачать

Название продукта: «Система учета результатов методической работы в школе и их анализ (система "УРА")»

Авторский коллектив:  Плуталова О.В., Поликарпова В.В., Зорина И.Е., Качалова И.В., Антонова М.В.

Описание оценочной практики

  1. Ключевые положения, глоссарий

ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт

НОО - начальное общее образование

ООО – основное общее образование

СОО – среднее общее образование

Функциональная грамотность (ФГ) – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Виды функциональной грамотности:

  • Читательская грамотность – понимание, использование, оценка,  размышление и взаимодействие с текстами для достижения своих целей, развития своих знаний и потенциала, а также для участия в жизни общества.
  • Финансовая грамотность – знания и навыки в области финансов, личных сбережений, способов управления ими.
  • Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания  для постановки вопросов, для объяснения естественнонаучных явлений, для освоения новых знаний
  • Математическая грамотность – способность человека применять математические знания для решения задач в разнообразных практических контекстах (мыслить математически, формулировать математически)
  • Глобальные компетенции – способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия.
  • Креативное мышление  - нестандартный подход, оригинальность, новые идеи.

Оценочные процедуры (ОП)контрольные, проверочные и диагностические работы, которые выполняются всеми обучающимися в классе одновременно и длительность которых составляет не менее тридцати минут.

Уровни оценочных процедур: федеральные, региональные, на уровне ОУ.

Формы оценочных процедур: контрольные, проверочные, диагностические.

Матрица - это система, представленная в уме каждого человека набором шаблонов, которые обуславливают его поведение и влияют на все аспекты бытия. 

Научно-методическая работа - работа, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагога, его профессионального мастерства, на рост уровня образованности, развития и воспитанности учащихся, а в конечном счете – на повышение качества и эффективности образовательного процесса.

Методическая служба (МС) - это гибкая, развивающаяся внутришкольная структура обеспечения, разработки и внедрения современных педагогических технологий в образовательный процесс школы.

Методическое объединение (МО) учителей - это коллектив учителей, объединенных системой взаимосвязанных мер, направленных  на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства педагога, развитие и рост его  творческого потенциала, повышение качества и эффективности  учебно-воспитательного процесса.

Цель оценочной практики – систематизация и алгоритмизация работы методической службы ОУ.

Задачи:

  • Разработать локальные нормативные акты, связанные с организацией деятельности методической службы ОУ.
  • Разработать дорожную карту работы методической службы ОУ.
  • Разработать и апробировать эффективные формы и методы учета и анализа результатов деятельности методической  службы ОУ.
  • Разработать комплекс управленческих решений на основе полученных результатов оценки качества  деятельности методической службы ОУ.
  • Внедрить инструментарий учета и анализа результатов деятельности методической  службы ОУ.
  1. Обоснование значимости оценочной практики для решения актуальных задач развития системы  образования Невского района

Представленная оценочная практика направлена на решения задач, поставленных в целевом проекте системы образования Невского района Санкт-Петербурга "Школа качества" стратегической линии "Образование. IT. Качество" в рамках федерального проекта "Современная школа". Роль деятельности  методической службы (МС) значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения.  Актуальная задача научно-методической работы - создать все условия для развития профессиональной компетентности педагога, ориентировать его на самообразование, саморазвитие и самосовершенствование, так как расширение поля компетентностей педагога  - это залог успешного развития его профессионализма. В связи с этим деятельность МС в школе многогранна, отнимает много сил и времени у учителей, поэтому алгоритмизация и систематизация этой деятельности позволит уменьшить трудо- и времязатраты участников образовательных отношений.

  1. Объект и предмет оценивания

Объектом оценивания является деятельность методической службы ОУ.

Предмет оценивания – комплексная система учета и анализа результатов деятельности методической  службы ОУ.

  Индивидуально для учителя Для методического объединения учителей Примечание
Организация деятельности методической службы ОУ
  1. Положение о научно-методической работе ОУ
  2. Положение о методическом объединении учителей
  3. Положение об оценочных процедурах в ОУ
  4. Дорожная карта работы методической службы ОУ (с ссылками на формы результатов деятельности)
 
Инструментарий оценки (перечень и краткая характеристика оценочных процедур)

График оценочных процедур (1- 4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы) - таблица.

Основные свойства:

  • возможность совместного редактирования
  • возможность внесения заранее информации о федеральных и региональных оценочных процедурах
  • возможность самоконтроля соответствия нормативному акту (периодичность проведения ОП и количеству ОП в день)

Протоколы заседаний школьных МО на учебный год (5 штук)

Основные свойства:

  • шаблоны формулировок повестки заседания, целей, задач и т.п. для приведения к единообразию деятельности МО в ОУ
  • соответствие содержанию дорожной карты деятельности МС ОУ
  • возможность внесения коррекции в формулировки и содержание протоколов

Графики ОП по уровням образования в виде файлов в формате. pdf могут размещаться на официальном сайте ОУ.

 

 

Основные свойства:

  • заполнение в любое время
  • возможность выбора готовых формулировок
  • возможность коррекции формулировок при необходимости
  • возможность сбора статистики по классам, предмету, учителю, МО и т.п.

Типология основных предметных ошибок (формулировки):

Русский язык (начальная школа)

Математика (начальная школа)

Математика

Русский язык

География

История

Обществознание

Английский язык

Отчет о деятельности МО за период (полугодие, год)

Основные свойства:

  • заполнение в течение учебного года по мере поступления информации
  • совместное редактирование
  • систематизация результатов деятельности МО за отчетный период

Результаты заполнения форм анализа оценочных процедур можно рассматривать в виде сводной таблицы по уровням образования, по предмету, учителю или в виде диаграмм. Сводные данные администрация ОУ использует для принятия управленческих решений. 

 

Материалы отчетов МО администрация ОУ использует для составления публичного доклада о деятельности ОУ, отчета по самообследованию, при распределении баллов в рамках оценки эффективности деятельности труда педагогических работников.

Необходимое ресурсное обеспечение
Кадровое обеспечение: заместитель директора по УВР, курирующий методическую работу ОУ; председатели МО; педагогический коллектив
Организационно-методическое обеспечение: интерактивный кейс «От мысли к действию», комплект авторских методических материалов.
Программное обеспечение: стандартный пакет Microsoft  Office, гугл-сервисы и Яндекс-сервисы

При возникновении технических сложностей использования обозначенных ресурсов есть возможность перейти на свободное программное обеспечение (лицензия GPL), например, ОС Linux, офисный пакет ОреnOffice.org, Libre Office  и др.

Возможность и примеры управленческих решений на основе оценочных процедур
  • Выстраивание индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
  • Создание системы индивидуальной подготовки учащихся. 
  • Направление на курсы повышения квалификации
  • Выявление уровня освоения образовательных программ.
  • Разработка программ индивидуальной работы с отдельными категориями учащихся
  • Анализ потребностей учителей.
  • Составление баз потенциальных наставников и наставляемых. Организация наставничества по форме "учитель-учитель"
  • Рекомендации учителям по повышению качества образования
Систематизация и алгоритмизация работы методической службы ОУ должны служить основанием для совершенствования преподавания учебных предметов; для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.  
  • Распределение ресурсов и изменение условий организации образовательного процесса в учреждении
  • Разработка программ внутрифирменного обучения учителей
  • Укрепление микроклимата в коллективе: оказание теоретической и практической помощи учителям
  • Планирование мероприятий административного контроля
  • Проведение на базе ОУ семинаров, конференций по теме проекта
Эффективность оценочной практики с указанием положительной динамики Разработанные формы и методы учета и анализа деятельности МС позволяют минимизировать трудо- и времязатраты учителей, председателей МО и заместителя директора по УВР.

Разработанная дорожная карта деятельности МС позволяет структурировать работу школьных МО.

Разработанный инструментарий прост в использовании, не требует дополнительных специальных умений, что свидетельствует об универсальности данного продукта.

 
Возможность внедрения продукта в других ОУ Продукт размещен в сети Интернет в свободном доступе на отдельной странице официального сайта гимназии. Представленные материалы апробированы в течение нескольких лет в гимназии, они функционируют, постоянно обновляются и дорабатываются. Это способствует системному внедрению продукта в образовательную практику. Часть материалов представлена педагогической общественности района и города на семинарах, мастер-классах и на открытых мероприятиях школы.  Благодаря интенсивной диссеминации опыта педагогического коллектива гимназии по теме проекта в виде семинаров и публикаций, продукт готов к внедрению в систему образования района и города.  
Анализ рисков внедрения
Изменение государственной политики в области образования
Перегрузка педагогических работников и администрации вопросами методической работы
Недостаточный уровень мотивации учителей
Отсутствие программного обеспечения
Обозначенные риски внедрения минимальны, что свидетельствует об универсальности данного продукта.