Гимназия № 498
телефон: (812) 446-18-57
Санкт-Петербург, улица Новосёлов, дом 21, литер Ш

Методический ресурс для формирования, развития и совершенствования гибких навыков учащихся, в том числе используемый в открытой цифровой образовательной среде

Конкурс инновационных образовательных продуктов
«Образовательные инновации Невского района Санкт-Петербурга»

Перечень материалов, размещаемых на сайте образовательной организации - участника Конкурса

  1. Наименование инновационного образовательного продукта, представляемого на Конкурс.
Методический ресурс для формирования, развития и совершенствования гибких навыков учащихся, в том числе используемый в открытой цифровой образовательной среде
(Комплект программ тематических интенсивов
 «Навыки 21 века»)

 
  1. Автор/авторский коллектив: ФИО, место работы, должность.

Большакова Любовь Сергеевна, ГБОУ гимназия № 498 Невского района Санкт-Петербурга, заместитель директора по ОЭР

Зорина Инна Евгеньевна, ГБОУ гимназия № 498 Невского района Санкт-Петербурга, заместитель директора по УВР

Плуталова Ольга Вячеславовна, ГБОУ гимназия № 498 Невского района Санкт-Петербурга, заместитель директора по УВР

Поликарпова Валентина Вячеславовна, ГБОУ гимназия № 498 Невского района Санкт-Петербурга, заместитель директора по УВР

  1. Общее описание инновационного образовательного продукта: ключевые положения, глоссарий (не более 5 понятий).

Методический ресурс для формирования, развития и совершенствования гибких навыков учащихся, в том числе используемый в открытой цифровой образовательной среде, представляет собой комплект программ тематических интенсивов «Навыки 21 века».  Курсы, реализуемые в интенсивном режиме, могут стать действенным способом формирования и развития метапредметных результатов обучения в условиях ФГОС. При этом образовательные интенсивы «Навыки 21 века» выступают эффективным инструментом формирования и развития надпрофессиональных навыков в условиях непрерывной профессионализации личности, что позволяет выстроить целостную систему профориентационного сопровождения в ОУ. Речь идёт о таких навыках как: коммуникация, целеполагание, лидерство, самопрезентация, критическое мышление, креативное мышление, командная работа, способность к адаптации, самоорганизация, тайм-менеджмент и др.

Занятия, проводимые во внеурочное и каникулярное время в формате интенсивов, способствуют повышению мотивации учащихся к целенаправленному процессу формирования, развития и совершенствования гибких навыков, необходимых для успешного построения карьеры и взаимодействию в социуме. Модульная структура интенсивов позволяет поэтапно формировать и развивать надпофессиональные навыки. Практикоориентированность мероприятий интенсивов дает уникальную возможность «прокачать» свои гибкие навыки и применить их в реальных жизненных ситуациях.

Глоссарий

Методический ресурс -  совокупность информационно-методических материалов, предназначенных для многоцелевого использования в процессе управления и технологическом обеспечении деятельности. В образовании методический ресурс может включать разработки учебных занятий и материалы к ним, учебно-познавательные задания для учащихся, справочную и методическую литературу, наглядные пособия.

Интенсив – курс регулярных занятий, позволяющий в короткий срок получить объём информации и отработать его. 

Гибкие или надпрофессиональные навыки— комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами; так или иначе важных во всякой профессии.

Метапредметные результаты обучения по ФГОС — это сформированные в ходе обучения навыки и способности, необходимые для самостоятельного изучения предмета и оперирования с информацией.

  1. Обоснование отнесения продукта инновационной деятельности к номинации.

Обновленный стандарт уточняет ключевые требования к достижению учащимися трех групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. При этом особое внимание уделяется именно метапредметным результатам. Однако технологии развиваются настолько стремительно, что знания, полученные в школе и вузе, быстро теряют свою актуальность. Уже на этапе профессионального определения, социализации и самореализации в школе ребенок должен прийти к пониманию необходимости осознанного владения надпрофессиональными (гибкими) навыками и стремлению к постоянному саморазвитию. При этом в современном образовании только сейчас начинают актуализироваться те навыки, которые действительно необходимы в реальной жизни, при этом системно в образовательных учреждениях общего образования гибким навыкам никто не обучает.

Продукт инновационной деятельности методический ресурс для формирования, развития и совершенствования гибких навыков учащихся, в том числе используемый в открытой цифровой образовательной среде, относится к инновациям в области обучения, поскольку на современном этапе неотъемлемой частью деятельности любого образовательного учреждения в сфере обеспечения реализации мероприятий федерального проекта «Россия – страна возможностей» национального проекта «Молодежь и дети» является реализация обновленного ФГОС на всех уровнях образования, а также профориентационная работа с учащимися.

  1. Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного образовательного продукта.

Для реализации программ тематических интенсивов «Навыки 21 века» требуется минимальный набор ресурсов:

  • кадровые ресурсы (1-2 педагога для работы с группой учащихся из 12-16 человек)
  • материально-технические (оборудование для транслирования презентаций, канцелярские товары, раздаточный материал).

Однако использование высокотехнологичного оборудования при проведении занятий интенсивов (мобильный компьютерный класс, лаборатория виртуальной реальности, медиастудия, мультстудия, лаборатория инновационной обработки материалов) позволит расширить виды заданий и упражнений

  1. Технология внедрения инновационного образовательного продукта (что? для чего и зачем? для кого? как?)

Что?

3 программы тематических интенсивов:
«Навыки 21 века», «Навыки 21 века. Продолжение», «Навыки 21 века. Креативность». Каждая программа рассчитана на 6 учебных часов.

Для чего и зачем?

Для целенаправленного формирования, развития и совершенствования гибких навыков учащихся.

Для кого?

Для учащихся 10-11х классов (16-18 лет)

Как?

Формы участия обучающихся       
Для реализации Программ образовательных интенсивов используются такие технологии, формы, методы и приемы проведения занятий, как:
1)         деятельностные технологии (социальное моделирование, проблемное обучение, кейсы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, трансформационные игры, тренинги)
2)         коммуникативные практики (дебаты, речевые практикумы, тренинги, дискуссионные площадки).
Родители – активные участники образовательных интенсивов «Педагогический дебют» и «Навыки 21 века». Во время проведения профориентационных мероприятий родители выступают в качестве участников образовательного процесса, консультантов, наставников, экспертов.

Когда?

Каникулярное время в течение учебного года

           

  1. Описание эффектов, которые получены от внедрения продукта инновационной деятельности, и их корреляции с проектами Программы развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга, национальными целями и стратегическими задачами развития образования в Российской Федерации.

Представленный инновационный продукт коррелирует с целями федерального проекта «Россия – страна возможностей» национального проекта «Молодежь и дети», т.к. целью федерального проекта «Россия — страна возможностей» национального проекта «Молодёжь и дети» — охватить к 2030 году мероприятиями по профессиональной самореализации не менее 75% молодёжи в возрасте от 14 до 35 лет. А для этого планируется проводить различные программы, мероприятия, конкурсы, смены с целью развития у молодых людей профессиональных компетенций и управленческих навыков. Тематические интенсивы «Навыки 21 века» направлены именно на развитие таких навыков.

В рамках реализации Программы развития Невского района Санкт-Петербурга на 2025-2029 годы «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ: СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕ» инновационный продукт методический ресурс для формирования, развития и совершенствования гибких навыков учащихся может способствовать реализации следующих проектов:

  • «Академия личностного потенциала» (цель проекта – обеспечение благоприятных условий для создания системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности).
  • «Лаборатория профессионального выбора» (цель проекта - развитие системы допрофессиональной ориентации и действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию у подростков и молодежи способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в стране, Санкт-Петербурге, Невском районе).
  • «Академия юных исследователей и изобретателей» (цель проекта - создание дополнительных условий для реализации возможностей развития потенциала обучающихся в образовательном пространстве Невского района, повышения эффективности системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодёжи).

Результативность применения практики/реализации проекта/ проведения мероприятия:

  • Вовлеченность детей в мероприятия образовательных интенсивов «Навыки 21 века» свидетельствует о том, что работа грамотно организована и направлена на создание условий успешной социализации, а также мотивации и повышение интереса к развитию надпрофессиональных навыков.
  • Повысилось качество результатов проектной деятельности учащихся 10-11х классов, что говорит о достаточно высоком уровне сформированности у них метапредметных результатов.
  • Все участники осенних модулей образовательных интенсивов продолжили целенаправленно совершенствовать надпрофессиональные навыки, что указывает на серьезность и осознанность в отношении выбора будущей профессии.
  • Количество участников весенних и летних модулей образовательных интенсивов увеличилось по сравнению с осенними модулями, при этом все ребята, начавшие обучение осенью, успешно закончили обучение по всем трем модулям.
  • Расширение команды и активизация педагогических сотрудников, участвующих в организации и проведении образовательных интенсивов.
  • Стандартизация и алгоритмизация процедуры проведения интенсивов.
  • Реализация сетевого взаимодействия с организациями-партнерами.
  • Методы и приемы обучения, представленные на занятиях «Студии гуманитарных технологий», позволили ребятам:

- интересно организовать уроки в рамках Недели дублера.

- выступить в роли вожатых младших классов гимназии и отрядов городского оздоровительного лагеря «Солнышко» на базе гимназии.

- выступить в качестве организаторов «Школы корпоративных мастер-классов» в рамках ПМОФ-2023, ПМОФ-2024 (проведение экскурсии по Студии гуманитарных технологий, техническая поддержка, медийное сопровождение).

  • Родители проявили интерес к профориентационным мероприятиям, проводимым в Студии гуманитарных технологий и выразили желание системно взаимодействовать по вопросам профориентации детей.
  • В реализации интенсивов с 1 сентября 2022 года приняли участие более 200 учащихся школ Невского района Санкт-Петербурга.
  • Наличие положительных отзывов экспертного сообщества Санкт-Петербурга (3 отзыва) https://disk.yandex.ru/client/disk/ОЭР_2024/498
  • Занятие "Как подготовить публичное выступление" тематического интенсива "Навыки 21 века" - победитель районного конкурса "ВебПеликан -2024". https://rutube.ru/video/b14aa0fa553a33c358ba1c3e3777c9cd/  http://imc-nev.ru/file/Кукушкина/Бюллетень_участники_2024_итог_1.pd
  1. Возможные риски при использовании инновационного образовательного продукта в других образовательных организациях и пути их преодоления.

(потенциальные проблемы, которые могут препятствовать реализации мероприятия, и предлагаемые механизмы их решения)

Риски 

Предложения организации по способам их преодоления 

 

Отсутствие системного подхода к вопросам, которые затрагивает проект.

 

Методическая поддержка педагогов в систематизации работы по направлению.

 

Отсутствие единства понимания смысла вопросов, которые затрагивает проект, его целей, задач и пр.

Методическая поддержка педагогов в систематизации работы по направлению.

 

Возможно неприятие инновационных форм организации образовательного процесса частью педагогов.

 

Организация внутрифирменного обучения педагогических кадров.

Поддержка и стимулирование педагогического творчества.

 

Информационная насыщенность и возможность переутомления учащихся.

Геймификация учебно-воспитательного процесса.

 

Непонимание своей роли/ответственности за результаты обучения родителями.

Индивидуальная работа с родителями:

- Демонстрация успехов учащихся

- Поощрение внимания, инициативы и активности со стороны родителей

-установление договорных отношений между участниками образовательного процесса;

-распределение ответственности за достижение планируемых результатов

 

Недостаточная ресурсная база ОУ.

 

Максимальное использование бюджетных ресурсов и возможностей сетевого взаимодействия.

 

  1. Обоснование инновационного характера предлагаемого продукта, включая аналоговый анализ, содержащий перечень материалов (продуктов), аналогичных представляемому продукту (например, по названию, смыслу, ключевым словам, содержанию и т.п.), сопоставление найденных аналогов с предлагаемым продуктом, выводы (с указанием отличий продукта от аналогов).

Проведенный аналоговый анализ показал, что на сегодняшний день существует несколько видов курсов, центров, клубов по развитию гибких навыков. Их можно разделить на следующие виды:

  1. Курсы и программы на популярных онлайн-платформах.
  2. Клубы SoftSkills для определенных категорий слушателей.
  3. Клубы SoftSkills для взрослых.
  4. Онлайн-курсы для развития гибких навыков.
  5. Программы и проекты, направленные на развитие отдельных видов гибких навыков, размещенные в АСИ «Смартека»
  6. Краткосрочные квесты, игры и т.п., направленные на развитие гибких навыков.

Основные характеристики перечисленных видов центров для развития гибких навыков.

  1. Курсы и программы на популярных онлайн-платформах:

Яндекс.Практикум предлагает курс, посвящённый критическому мышлению , «Нетология» — эмоциональному интеллекту. Таким образом, необходимо отметить, что на популярных онлайн-платформах выбрано только одно определенное направление гибких навыков. Программа обучения не учитывает возрастные особенности обучающихся.  Процесс обучения не является обязательным, качество обучения зависит от мотивации, силы воли и самоконтроля обучающихся.

  1. Клубы SoftSkills для определенных категорий слушателей.

Существуют клубы по развитию гибких навыков для студентов конкретных учебных заведений или регионов. К таким клубам можно отнести:

  • https://rsv.ru/competitions/internship/1/198/ Центры компетенций в рамках проектов АНО «Россия – страна возможностей».  Это центры оценки и развития управленческих компетенций (управление взаимодействием, управление задачами, общие знания и энергия) в российских университетах для студентов и выпускников ВУЗов. Центры компетенций по каждой позиции содержат различные тесты, опросники и другие диагностические материалы для определения уровня развития гибких навыков.
  • «Soft Skills Creation» - виртуальный клуб развития надпрофессиональных навыков у молодых людей из регионов Беларуси.
  • https://softskill.club/ - Программа воркшопов на 36 часов. Для всех (взрослых и детей), нет специально разработанного подхода для школьников. Платно. Самообучение. Дистанционно. Организатор – ЦДПО филологического факультета РУДН (г. Москва)

Существуют клубы развития гибких навыков, направленные на школьников конкретных регионов РФ:

  • https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/item?id=4F7A31B3-1C98-41CF-BD8E-E43B6DE3BFD2  Программа "Клуб Soft Skills" по развитию надпрофессиональных навыков у школьников Смоленской области. Программа подразумевает всего лишь 8 занятий на 2 месяца для 100 школьников Смоленской области. Программа грантовую поддержку не получила.
  • Семейный клуб «Кайманчик». Программа развития гибких навыков разработана для разных возрастов: дошкольники, младшие школьники, старшеклассники. Реализуется на платной основе в семейном клубе в очном формате в г. Москва. Не является обязательным.
  1. Клубы SoftSkills для взрослых.
  • https://zelsteams.ru/chto-takoe-soft-skills/  “Родительский Клуб” – “Soft Skills Навыки Родительства” . График запланированных встреч: 1 раз в месяц, по четвергам, 19:00-20:00 (мск). Бесплатно, онлайн, платформа Microsoft Teams. Для взрослых, акцент на навыки, необходимые для воспитания детей.
  1. Онлайн-курсы для развития гибких навыков
  • «Бесплатные курсы по гибким навыкам»
  • «Курс — Art of soft skills: гибкие навыки для жизни и учебы»
  • «Как развивать soft skills у подростков? (рус, каз)»
  • «Teamwork Skills: Communicating Effectively in Groups»
  • И др.
  1. Программы и проекты, направленные на развитие отдельных видов гибких навыков, размещенные в АСИ «Смартека»
  • Практика по обучению школьников и студентов предпринимательству «Учебная фирма». https://smarteka.com/practices/praktika-po-obuceniu-skolnikov-i-studentov-predprinimatelstvu-ucebnaa-firma?tab=task Программа профессиональной пробы направлена на развитие управленческих навыков, а также навыков работы в команде.
  • Предпрофессиональное образование в московских школах. https://smarteka.com/practices/integracia-raznyh-urovnej-obrazovania-dla-dostizenia-vysokih-obrazovatelnyh-rezultatov Формирование у ученика умений и навыков, необходимых для жизни в современном мире и будущей профессии. Реализуется на территории Москвы. Необходима обширная сеть сетевых партнеров для реализации, а также комплекс лабораторного и инженерного оборудования. Отсутствие отчуждаемых программ для реализации, но оказание методического сопровождения по разработке собственных программ.
  • Формирование у ученика умений и навыков, необходимых для жизни в современном мире и будущей профессии. https://smarteka.com/practices/proforientacionnyj-proekt-dla-obucausihsa-5-11-klassov-skills-traektoria-samoopredelenie-s-nula Проект подразумевает проведение подробной диагностики профессиональных интересов и склонностей, интеллектуальных и личностных особенностей школьников, но не имеет задачи целенаправленного формирования, развития и соверешенствования данных навыков у школьников. Однако содержит программу повышения квалификации для «Скиллс-гидов».

Все эти онлайн-курсы характеризуются отсутствием обратной связи с преподавателем, представляют из себя набор лекций и видео, не учитывают возрастные особенности слушателей, качество образования зависит только от уровня самоконтроля слушателей, т.к. обучение не предполагает какой-либо проверки уровня сформированности гибких навыков.

  1. Краткосрочные квесты, игры и т.п., направленные на развитие гибких навыков.
  • Академия возможностей «LADьЯ». Это тьюторская игра «КомпасЛада», благодаря которой родитель может за пару часов понять склонности и дефициты ребенка. Пространство игры включает в себя четыре площадки: «Движение», «Мышление», «Общение», «Творчество», на каждой из которой работает тьютор. Участие в игре платно.
  • Интеракториум «Марс Тефо» - образовательный квест. Посетители интеракториума в течение двух часов проходят миссии на прототипе космической станции, знакомятся с инженерными и научными профессиями, прокачивают soft skills: коммуникативные навыки, командообразование, принятие решений, умение действовать в состоянии стресса и ограниченных ресурсов. Аудитория — подростки и взрослые. Участие в образовательном квесте платно.

В процессе изучения аналогов, различных подходов к развитию гибких навыков нами предпринята попытка сравнения методического ресурса, предложенного гимназией,  с аналогичными. Ниже приводятся собственные сравнительные таблицы.

Параметры сравнения

Курсы и программы на популярных онлайн-платформах

Клубы SoftSkills для определенных категорий слушателей

Клубы SoftSkills для взрослых

Онлайн-курсы для развития гибких навыков

АСИ «Смартека»

Краткосрочные квесты, игры и т.п., направленные на развитие гибких навыков

Методический ресурс для формирования, развития и совершенствования гибких навыков учащихся, в том числе используемый в открытой цифровой образовательной среде

 

Возможность использования в ОУ

сложно

нет

нет

сложно

сложно

нет

есть

Форма занятий

индивидуальные

групповые

групповые

индивидуальные

групповые с возможностью индивидуальных

групповые

групповые с возможностью индивидуальных

Доступность

бесплатные/платные

либо для слушателей конкретного учебного заведения, либо региона, платно

платные

бесплатные

Бесплатные

в отдельных регионах РФ (СПб, Москва, Новосибирск)

платные

бесплатные

Методическая обеспеченность (разработанная программа)

есть, но только на один вид гибких навыков

не систематизирована

нет,  не систематизирована

есть

не на все виды гибких навыков

есть

Есть на все основные виды гибких навыков

Учитывают возрастные особенности слушателей

нет

да

да

нет

да

нет

да

Оценка уровня сформированности гибких навыков

не дается

дается

дается

не дается

дается

дается

дается

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение направлений по развитию гибких навыков, представленных на рынке, позволяют сделать вывод, что на сегодняшний день в бюджетных общеобразовательных учреждениях общего образования не существует методического ресурса формирования, развития и совершенствования гибких навыков учащихся. Поэтому предложенный продукт – методический ресурс для формирования, развития и совершенствования гибких навыков учащихся, в том числе используемый в открытой цифровой образовательной среде является принципиально новым форматом организации образовательного процесса, что и определяет новизну проектной идеи.

  1. Презентация инновационного образовательного продукта (видео или презентация Power Point)

Презентация интенсивов_Навыки 21 века_498  (Power Point)

Презентация интенсивов_Навыки 21 века_498.pdf