Перечень материалов, размещаемых на сайте образовательной организации - участника Конкурса
Большакова Любовь Сергеевна, ГБОУ гимназия № 498 Невского района Санкт-Петербурга, заместитель директора по ОЭР
Зорина Инна Евгеньевна, ГБОУ гимназия № 498 Невского района Санкт-Петербурга, заместитель директора по УВР
Плуталова Ольга Вячеславовна, ГБОУ гимназия № 498 Невского района Санкт-Петербурга, заместитель директора по УВР
Поликарпова Валентина Вячеславовна, ГБОУ гимназия № 498 Невского района Санкт-Петербурга, заместитель директора по УВР
Методический ресурс для формирования, развития и совершенствования гибких навыков учащихся, в том числе используемый в открытой цифровой образовательной среде, представляет собой комплект программ тематических интенсивов «Навыки 21 века». Курсы, реализуемые в интенсивном режиме, могут стать действенным способом формирования и развития метапредметных результатов обучения в условиях ФГОС. При этом образовательные интенсивы «Навыки 21 века» выступают эффективным инструментом формирования и развития надпрофессиональных навыков в условиях непрерывной профессионализации личности, что позволяет выстроить целостную систему профориентационного сопровождения в ОУ. Речь идёт о таких навыках как: коммуникация, целеполагание, лидерство, самопрезентация, критическое мышление, креативное мышление, командная работа, способность к адаптации, самоорганизация, тайм-менеджмент и др.
Занятия, проводимые во внеурочное и каникулярное время в формате интенсивов, способствуют повышению мотивации учащихся к целенаправленному процессу формирования, развития и совершенствования гибких навыков, необходимых для успешного построения карьеры и взаимодействию в социуме. Модульная структура интенсивов позволяет поэтапно формировать и развивать надпофессиональные навыки. Практикоориентированность мероприятий интенсивов дает уникальную возможность «прокачать» свои гибкие навыки и применить их в реальных жизненных ситуациях.
Глоссарий
Методический ресурс - совокупность информационно-методических материалов, предназначенных для многоцелевого использования в процессе управления и технологическом обеспечении деятельности. В образовании методический ресурс может включать разработки учебных занятий и материалы к ним, учебно-познавательные задания для учащихся, справочную и методическую литературу, наглядные пособия.
Интенсив – курс регулярных занятий, позволяющий в короткий срок получить объём информации и отработать его.
Гибкие или надпрофессиональные навыки— комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами; так или иначе важных во всякой профессии.
Метапредметные результаты обучения по ФГОС — это сформированные в ходе обучения навыки и способности, необходимые для самостоятельного изучения предмета и оперирования с информацией.
Обновленный стандарт уточняет ключевые требования к достижению учащимися трех групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. При этом особое внимание уделяется именно метапредметным результатам. Однако технологии развиваются настолько стремительно, что знания, полученные в школе и вузе, быстро теряют свою актуальность. Уже на этапе профессионального определения, социализации и самореализации в школе ребенок должен прийти к пониманию необходимости осознанного владения надпрофессиональными (гибкими) навыками и стремлению к постоянному саморазвитию. При этом в современном образовании только сейчас начинают актуализироваться те навыки, которые действительно необходимы в реальной жизни, при этом системно в образовательных учреждениях общего образования гибким навыкам никто не обучает.
Продукт инновационной деятельности методический ресурс для формирования, развития и совершенствования гибких навыков учащихся, в том числе используемый в открытой цифровой образовательной среде, относится к инновациям в области обучения, поскольку на современном этапе неотъемлемой частью деятельности любого образовательного учреждения в сфере обеспечения реализации мероприятий федерального проекта «Россия – страна возможностей» национального проекта «Молодежь и дети» является реализация обновленного ФГОС на всех уровнях образования, а также профориентационная работа с учащимися.
Для реализации программ тематических интенсивов «Навыки 21 века» требуется минимальный набор ресурсов:
Однако использование высокотехнологичного оборудования при проведении занятий интенсивов (мобильный компьютерный класс, лаборатория виртуальной реальности, медиастудия, мультстудия, лаборатория инновационной обработки материалов) позволит расширить виды заданий и упражнений.
Что? |
3 программы тематических интенсивов:
«Навыки 21 века», «Навыки 21 века. Продолжение», «Навыки 21 века. Креативность». Каждая программа рассчитана на 6 учебных часов.
|
Для чего и зачем? |
Для целенаправленного формирования, развития и совершенствования гибких навыков учащихся.
|
Для кого? |
Для учащихся 10-11х классов (16-18 лет)
|
Как? |
Формы участия обучающихся
Для реализации Программ образовательных интенсивов используются такие технологии, формы, методы и приемы проведения занятий, как:
1) деятельностные технологии (социальное моделирование, проблемное обучение, кейсы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, трансформационные игры, тренинги)
2) коммуникативные практики (дебаты, речевые практикумы, тренинги, дискуссионные площадки).
Родители – активные участники образовательных интенсивов «Педагогический дебют» и «Навыки 21 века». Во время проведения профориентационных мероприятий родители выступают в качестве участников образовательного процесса, консультантов, наставников, экспертов.
|
Когда? |
Каникулярное время в течение учебного года
|
Представленный инновационный продукт коррелирует с целями федерального проекта «Россия – страна возможностей» национального проекта «Молодежь и дети», т.к. целью федерального проекта «Россия — страна возможностей» национального проекта «Молодёжь и дети» — охватить к 2030 году мероприятиями по профессиональной самореализации не менее 75% молодёжи в возрасте от 14 до 35 лет. А для этого планируется проводить различные программы, мероприятия, конкурсы, смены с целью развития у молодых людей профессиональных компетенций и управленческих навыков. Тематические интенсивы «Навыки 21 века» направлены именно на развитие таких навыков.
В рамках реализации Программы развития Невского района Санкт-Петербурга на 2025-2029 годы «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ: СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕ» инновационный продукт методический ресурс для формирования, развития и совершенствования гибких навыков учащихся может способствовать реализации следующих проектов:
Результативность применения практики/реализации проекта/ проведения мероприятия:
- интересно организовать уроки в рамках Недели дублера.
- выступить в роли вожатых младших классов гимназии и отрядов городского оздоровительного лагеря «Солнышко» на базе гимназии.
- выступить в качестве организаторов «Школы корпоративных мастер-классов» в рамках ПМОФ-2023, ПМОФ-2024 (проведение экскурсии по Студии гуманитарных технологий, техническая поддержка, медийное сопровождение).
(потенциальные проблемы, которые могут препятствовать реализации мероприятия, и предлагаемые механизмы их решения)
Риски |
Предложения организации по способам их преодоления |
|
Отсутствие системного подхода к вопросам, которые затрагивает проект.
|
Методическая поддержка педагогов в систематизации работы по направлению. |
|
Отсутствие единства понимания смысла вопросов, которые затрагивает проект, его целей, задач и пр. |
Методическая поддержка педагогов в систематизации работы по направлению. |
|
Возможно неприятие инновационных форм организации образовательного процесса частью педагогов.
|
Организация внутрифирменного обучения педагогических кадров. Поддержка и стимулирование педагогического творчества. |
|
Информационная насыщенность и возможность переутомления учащихся. |
Геймификация учебно-воспитательного процесса. |
|
Непонимание своей роли/ответственности за результаты обучения родителями. |
Индивидуальная работа с родителями: - Демонстрация успехов учащихся - Поощрение внимания, инициативы и активности со стороны родителей -установление договорных отношений между участниками образовательного процесса; -распределение ответственности за достижение планируемых результатов |
|
Недостаточная ресурсная база ОУ.
|
Максимальное использование бюджетных ресурсов и возможностей сетевого взаимодействия. |
|
Проведенный аналоговый анализ показал, что на сегодняшний день существует несколько видов курсов, центров, клубов по развитию гибких навыков. Их можно разделить на следующие виды:
Основные характеристики перечисленных видов центров для развития гибких навыков.
Яндекс.Практикум предлагает курс, посвящённый критическому мышлению , «Нетология» — эмоциональному интеллекту. Таким образом, необходимо отметить, что на популярных онлайн-платформах выбрано только одно определенное направление гибких навыков. Программа обучения не учитывает возрастные особенности обучающихся. Процесс обучения не является обязательным, качество обучения зависит от мотивации, силы воли и самоконтроля обучающихся.
Существуют клубы по развитию гибких навыков для студентов конкретных учебных заведений или регионов. К таким клубам можно отнести:
Все эти онлайн-курсы характеризуются отсутствием обратной связи с преподавателем, представляют из себя набор лекций и видео, не учитывают возрастные особенности слушателей, качество образования зависит только от уровня самоконтроля слушателей, т.к. обучение не предполагает какой-либо проверки уровня сформированности гибких навыков.
В процессе изучения аналогов, различных подходов к развитию гибких навыков нами предпринята попытка сравнения методического ресурса, предложенного гимназией, с аналогичными. Ниже приводятся собственные сравнительные таблицы.
Параметры сравнения |
Курсы и программы на популярных онлайн-платформах |
Клубы SoftSkills для определенных категорий слушателей |
Клубы SoftSkills для взрослых |
Онлайн-курсы для развития гибких навыков |
АСИ «Смартека» |
Краткосрочные квесты, игры и т.п., направленные на развитие гибких навыков |
Методический ресурс для формирования, развития и совершенствования гибких навыков учащихся, в том числе используемый в открытой цифровой образовательной среде
|
Возможность использования в ОУ |
сложно |
нет |
нет |
сложно |
сложно |
нет |
есть |
Форма занятий |
индивидуальные |
групповые |
групповые |
индивидуальные |
групповые с возможностью индивидуальных |
групповые |
групповые с возможностью индивидуальных |
Доступность |
бесплатные/платные |
либо для слушателей конкретного учебного заведения, либо региона, платно |
платные |
бесплатные |
Бесплатные в отдельных регионах РФ (СПб, Москва, Новосибирск) |
платные |
бесплатные |
Методическая обеспеченность (разработанная программа) |
есть, но только на один вид гибких навыков |
не систематизирована |
нет, не систематизирована |
есть |
не на все виды гибких навыков |
есть |
Есть на все основные виды гибких навыков |
Учитывают возрастные особенности слушателей |
нет |
да |
да |
нет |
да |
нет |
да |
Оценка уровня сформированности гибких навыков |
не дается |
дается |
дается |
не дается |
дается |
дается |
дается |
Сравнение направлений по развитию гибких навыков, представленных на рынке, позволяют сделать вывод, что на сегодняшний день в бюджетных общеобразовательных учреждениях общего образования не существует методического ресурса формирования, развития и совершенствования гибких навыков учащихся. Поэтому предложенный продукт – методический ресурс для формирования, развития и совершенствования гибких навыков учащихся, в том числе используемый в открытой цифровой образовательной среде является принципиально новым форматом организации образовательного процесса, что и определяет новизну проектной идеи.
Презентация интенсивов_Навыки 21 века_498 (Power Point)
Презентация интенсивов_Навыки 21 века_498.pdf