Гимназия № 498
телефон: (812) 446-18-57
Санкт-Петербург, улица Новосёлов, дом 21, литер Ш

Оценка качества образования на основе интеграции результатов оценочных процедур

f852aea438e442f773af978cc9dff81a(2)

Знак качества

001

Номинация: «Оценка качества общего образования»

Тематика: «Модель принятия управленческих решений на основе комплексной системы оценки качества образования»

Название продукта: «Управленческие  решения в системе оценки качества проектной деятельности учащихся 9-11х классов в условиях ФГОС»

Авторский коллектив: Медведь Н.В., Большакова Л.С., Викторова Н.А., Зорина И.Е., Поликарпова В.В.

Описание оценочной практики

  1. Ключевые положения, глоссарий

ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт

ООО – основное общее образование

СОО – среднее общее образование

УУД – универсальные учебные действия - способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Метапредметные результаты образовательной деятельностиэто способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Проектная деятельность учащихся - компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся  посредством проектирования и  создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую работу по решению практической  задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при участии учителя

Индивидуальный итоговой проект (ИИП) - это учебный проект, который выполняют учащиеся гимназии в рамках одного или нескольких учебных предметов, чтобы продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранных областей знаний и/или видов деятельности, способность проектировать и осуществлять учебно-исследовательскую, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другую деятельность.

  1. Цели и задачи оценочной деятельности

Цель – оценка сформированности метапредметных результатов обучения учащихся 9-х и 11-х классов.

Задачи:

  • Разработать модели организации проектной деятельности учащихся 9- 11-х классов, как необходимого условия для оценки уровня сформированности метапредметных результатов обучения.
  • Разработать и апробировать контрольно-измерительные материалы, способствующие объективной оценке проекта как процесса, как продукта и как публичной защиты.
  • Адаптировать систему оценки проектной деятельности учащихся к имеющейся в российском образовании пятибалльной системе.
  • Разработать комплекс управленческих решений на основе полученных результатов оценки качества проектной деятельности учащихся.
  1. Обоснование значимости оценочной практики для решения актуальных задач развития системы  образования Невского района

В настоящее время в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) приоритетной целью школьного образования стало формирование умения учиться. Раньше учитель был только обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Но жизнь меняется быстро, и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать, какие знания и умения понадобятся в будущем. Поэтому и возникла необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний школьное образование ориентируется на развитие личности учащегося на основе усвоения способов действий. Но это не означает, что нужно совсем отказаться от традиционных знаний, умений, навыков. Просто меняются приоритеты. Предметное содержание перестаёт быть центральной частью стандарта, главным становится формирование универсальных учебных действий (УУД). Федеральный государственный образовательный стандарт определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные. А так как изменились приоритеты в обучении в связи с введением ФГОС, то и в корне меняется и понятие оценивания. В современной школе необходимы такие средства оценки учебных достижений, которые будут определять продвижение самого ученика относительно собственного уровня, то есть необходима система оценивания, в ходе которой необходимо особое внимание уделять оцениванию именно метапредметных результатов обучения. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), то есть таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею, а все эти умения проявляются именно в проектной деятельности учащихся.

  1. Объект и предмет оценивания

Объектом оценивания является индивидуальный итоговый проект.

Предмет оценивания – метапредметные результаты обучения, полученные учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

 

9 класс

10 класс

11 класс

Организация проектной деятельности учащихся

Модель организации проектной деятельности учащихся в 9-х классах в рамках ФГОС ООО

Экспертное заключение

 

Предмет «Индивидуальный проект»

Инструментарий оценки (перечень и краткая характеристика оценочных процедур)

 

 

 

 

Необходимое ресурсное обеспечение

Кадровое обеспечение: куратор проектной деятельности в ОУ; учителя – научные руководители проектов учащихся.

Организационно-методическое обеспечение: программа внеурочной деятельности «Методология исследовательской деятельности» и "Старт в науку", интерактивный кейс «От мысли к действию»; комплект памяток для учащихся.

Программное обеспечение: стандартный пакет Microsoft  Office.  В условиях обучения с использованием ДОТ – платформа для видеоконференции, гугл-сервисы

Кадровое обеспечение: куратор проектной деятельности в ОУ; учитель, ведущий предмет «Индивидуальный проект»;  учителя – научные руководители проектов учащихся

Организационно-методическое обеспечение:программа формирования УУД в старшей школе, которая отражает процесс и систему формирования УУД на уровне СОО;  рабочие программы по предмету «Индивидуальный проект»; интерактивный кейс «От мысли к действию», учебное пособие по ИП (профильная школа); комплект авторских методических материалов; комплект памяток для учащихся.

Программное обеспечение: стандартный пакет Microsoft  Office. В условиях обучения с использованием ДОТ – платформа для видеоконференции, гугл-сервисы

Возможность и примеры управленческих решений на основе оценочных процедур

Модель управления качеством образования (Отзыв начальника отдела образования Администрации Невского района СПб)

Распределение необходимых часов на внеурочную деятельность по курсу «Методология исследовательской деятельности» и "Старт в науку".

Разработка программ внутрифирменного обучения учителей.

Организация внутрифирменного обучения учителей по вопросам проектной и исследовательской деятельности учащихся и оценочной деятельности учителя в условиях ФГОС.

Включение вопросов, связанных с проектной деятельностью учащихся, в положение об оценке эффективности деятельности труда педагогических работников.

Направление на курсы повышения квалификации ряда сотрудников ОУ.

Содержание и развитие дополнительного сайта «Интерактивный кейс «От мысли к действию».

Проведение на базе ОУ семинаров, конференций по теме проекта

Модель управления качеством образования (Отзыв начальника отдела образования Администрации Невского района СПб)

Разработка программ внутрифирменного обучения учителей.

Организация внутрифирменного обучения учителей по вопросам проектной и исследовательской деятельности учащихся и оценочной деятельности учителя в условиях ФГОС.

Включение вопросов, связанных с проектной деятельностью учащихся, в положение об оценке эффективности деятельности труда педагогических работников.

Направление на курсы повышения квалификации ряда сотрудников ОУ.

Проведение на базе ОУ семинаров, конференций по теме проекта

Эффективность оценочной практики с указанием положительной динамики

Описание результатов проектной деятельности (аналитические справки)

2017-2018

2018-2019

2019-2020

4 секции

8 секций

6 секций

Результаты защиты ИИП в 9-х классах

Публикации по теме проекта

Описание результатов проектной деятельности (аналитические справки)

2018-2019

2019-2020

4 секции

6 секций

Результаты защиты тем ИИП в 10-х классах

Публикации по теме проекта

Описание результатов проектной деятельности (аналитические справки)

2019-2020

4 секции

Результаты защиты ИИП в 11-х классах

Публикации по теме проекта

Возможность внедрения продукта в других ОУ

Продукт размещен в сети Интернет в свободном доступе на отдельной странице официального сайта гимназии. Представленные материалы апробированы в течение нескольких лет в гимназии, они функционируют, постоянно обновляются и дорабатываются. Это способствует системному внедрению продукта в образовательную практику. Большая часть материалов представлена педагогической общественности района и города на семинарах, мастер-классах и на открытых мероприятиях школы.  Благодаря интенсивной диссеминации опыта педагогического коллектива гимназии по теме проекта в виде семинаров и публикаций, продукт готов к внедрению в систему образования района и города.

Анализ рисков внедрения

Изменение государственной политики в области образования

Перегрузка педагогических работников и администрации вопросами проектной деятельности

Недостаточный уровень мотивации учащихся и учителей.