Цель публикации отчета Гимназии - информирование родителей, обучающихся, учредителя, социальных партнеров об образовательной деятельности Гимназии, об основных результатах и проблемах ее функционирования и развития. Особое значение данные отчета могут иметь для родителей вновь принятых обучающихся, а также для родителей, планирующих обучение своего ребенка в нашей Гимназии.
В 2008-2009 учебном году педагогический коллектив направил свои усилия на решение одной из основных задач образовательного учреждения – реализацию образовательной функции в Гимназии на основе взаимодействия двух режимов: функционирования и развития Гимназии. Устойчивое функционирование обеспечило развитие учебно-воспитательного процесса современными подходами к управлению на всех уровнях, способствовало повышению качества гимназического образования учащихся, работе с родителями и общественностью.
В Гимназии сформирован стабильный высоко профессиональный педагогический коллектив, сочетающий в своей деятельности лучшие традиции гимназического образования и инновационные технологии.
В 2008-2009 учебном году в гимназии работали 68 педагогов. Из них:
В 2008-2009 учебном году Лоншакова Евгения Львовна была удостоена звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», Громова Нина Юрьевна была награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования». В конкурсе лучших учителей в приоритетном национальном проекте «Образование» победили учителя Афанасьева Лариса Анатольевна и Зорина Инна Евгеньевна
В прошедшем учебном году 17 педагогов прошли курсы повышения квалификации, в Гимназии действует собственная система совершенствования профессионального мастерства: научно-практических семинары, мастер-классы ведущих учителей, работа методических объединений.
Ежегодно учителя гимназии принимают участие в конкурсах педагогического мастерства. Учитель русского зыка и литературы Буславская Н.Ф. получила Гран-при в номинации «Классный руководитель» на районном конкурсе педагогических достижений. Победителями конкурса в номинации «Учитель года» стали учитель физики Терешкова Т.И. и учитель математики Калеева Т.А., в номинации «Классный руководитель» победили Демьянова О.Ю. и Часовских Н.А.
15 учителей-предметников приглашены в качестве экспертов для проверки работ на Едином Государственном Экзамене по русскому языку, литературе, математике, английскому языку, истории, химии, биологии, информатике.
Гимназия востребована населением, что доказывается стабильным набором учащихся в первые классы, обращениями родителей учащихся других ОУ с просьбами о зачислении в разные параллели классов Гимназии.
В 2008-2009 учебном году в Гимназии обучалось 821 человек, ни один учащийся не был отчислен. В 1 класс Гимназии было принято 100 учащихся.
Большинство выпускников 9 классов предпочли продолжить образование в родной школе.
В 2008-2009 году Гимназию окончили 54 учащихся, из них 2 учащихся были награждены золотыми, 3 серебряными медалями. 48 поступили в высшие учебные заведения.
Анализ профессиональных намерений наших выпускников показывает, что по преимуществу они выбирают специальности социально-гуманитарного, социально-экономического, культурологического профилей, в то же время достойным уровнем знаний обладают и выпускники, стремящиеся к высшему техническому или медицинскому образованию.
6 учащихся продолжили образование в системе среднего профессионального образования.
9 классов окончили 80 учащихся. 57 учащихся продолжили обучение в Гимназии 498, 8 учащихся поступили в 10 классы других школ, 15 учащихся поступили в учреждения среднего профессионального образования.
Показатель качества обученности по итогам учебного года смотреть в формате .doc
Учителя гимназии вели планомерную работу с мотивированными и высоким интеллектуальным потенциалом учащимися: организация и проведение познавательных конкурсов, предметных олимпиад, проектных исследовательских конкурсов.
Ученики 5 – 11-х классов стали победителями во многих конкурсах и предметных олимпиадах.
Результаты участия учащихся Гимназии №498 в районных предметных олимпиадах смотреть в формате .doc.
Результаты участия учащихся Гимназии №498 в городских предметных олимпиадах смотреть в формате .doc.
Состояние здоровья обучающихся – ключевой показатель эффективности работы Гимназии.
Создание образовательной среды, сохраняющей здоровье обучающихся, – одна из главных задач гимназии. С этой целью педагогами Гимназии совместно с ведущими специалистами Санкт-Петербургской Государственной Педиатрической Медицинской Академией разработана программа «Здоровье и интеллект детей – залог успешного развития общества», в рамках которой проведены следующие мероприятия:
Состояние здоровья обучающихся постоянно находится под пристальным вниманием администрации и специалистов гимназии. Сохранению здоровья учащихся способствуют:
В 2008-2009 учебном году в сотрудничестве со специалистами факультетов психологии СПбГУ и РГПУ им.А.И.Герцена были проведены глубокие психологические исследования:
1. Исследование латерально-доминантного профиля учащихся начальной школы. (Выявление ведущих репрезентативных систем, доминирующего полушария мозга, предпочитаемого стиля обучения). По результатам исследования были даны рекомендации учителям и родителям по особенностям обучения и воспитания каждого ребенка.
2. Независимый аудит психолого-педагогического климата в Гимназии. (По разработанной психологами методике были анкетированы учащиеся 1, 2, 5, 7, 9, 11классов; сделан вывод о комфортном в целом психологическом климате в Гимназии, даны рекомендации по усовершенствованию отдельных аспектов школьной действительности).
3. Исследование факторов успешности обучения старшеклассников (В работе выявлены мотивационно-личностные и семейные факторы успешности обучения учащихся 10-11 классов, разработаны принципы формирования личностной зрелости старшеклассников в семье и школе).
Обучение в Гимназии невозможно в отрыве от воспитания. Педагогический коллектив гимназии исходит из того, что воспитание и обучение выступают в едином ключе и с единой идеологией. Это идеология нравственных и общечеловеческих ценностей, идеология свободного развития и самоактуализации личности, идеология семьи и общества. Концепция воспитания Гимназии носит гуманистический характер, обращена к личности воспитанника, к созданию условий для развития его внутренних потенциальных возможностей, и на этой основе – к позитивной самореализации личности.
Цели воспитания: Гимназия стремится воспитать духовно-нравственную, свободную личность с широкими и устойчивыми интересами, высоким уровнем познавательной и общественной активности; личность, способную отстаивать свои нравственные позиции и принципы, способную созидать окружающий мир и себя (независимого интеллектуала).
Задачи воспитания:
Педагогический коллектив рассматривает воспитательную систему как неотъемлемую часть и продолжение процесса обучения. Воспитание учащихся осуществляется и во время учебной деятельности: гражданско-патриотическое направление реализуется на уроках обществознания и истории, нравственное на уроках литературы, эстетическое на уроках музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Учителя активно используют культурный потенциал Санкт –Петербурга: в Гимназии разработана и стабильно функционирует программа экскурсионной поддержки учебного курса «Петербург как феномен культуры». В прошедшем учебном году для учащихся Гимназии было организовано более 300 экскурсий различной тематики. Ученики посещали цикловые экскурсии в Государственном Эрмитаже, Русском Музее, Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого, в музеях Петропавловской крепости. Были проведены автобусные экскурсии по Петербургу, достопримечательностям пригородов, по историческим городам России и Европы. Особый интерес представляют экскурсии на предприятия нашего города, в средние профессиональные и высшие учебные заведения, научные организации, выступления в Гимназии преподавателей ведущих вузов.
Результаты экскурсионной деятельности отражены в творческих отчетах учащихся, докладах, рефератах и проектной деятельности.
Второй год реализуется в Гимназии особая образовательно-воспитательная программа «Успешное чтение», цель которой - привлечение учащихся к чтению, совершенствование общеучебных навыков, формирование устойчивой читательской культуры. В рамках программы были реализованы следующие проекты: «Реклама книги», «Почитай мне», «Читательский дневник», конкурсы творческих работ «Читающий мир» и «Нечитающий мир», конкурс фотографий «Читающий Петербург».
Важным направлением воспитательно-образовательной деятельности является научно-исследовательская работа учащихся. В прошедшем учебном году планомерная работа педагогического коллектива по организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся принесла существенный успех: старшеклассники участвовали в разнообразных научных конференциях и конкурсах научно-исследовательских работ учащихся. Они представляли свои работы на Всероссийском конкурсе «Интеллектуальное возрождение», на III Всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов для старшеклассников «Чистая планета для нашего будущего», Научно-практической конференции старшеклассников «Ученые будущего», XI Международном конкурсе научно-технических работ школьников «Старт в науку», VI Городских гимназических чтениях, Х этологической конференции школьников. С результатами участия можно познакомиться в формате .doc.
В гимназии ежегодно проводятся чемпионаты гимназии по футболу и волейболу. Ученики гимназии активно участвуют в районных и городских соревнованиях по подвижным играм, футболу, плаванию, регби, легкой атлетике, спортивному ориентированию. Данная работа требует расширения и вовлечения большего числа учеников в спортивные занятия.
Большое внимание педагогический коллектив уделяет развитию системы дополнительного образования, как способа развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. В системе дополнительного образования задействовано 85% учащихся, ведется большая работа по привлечению учащихся к внешкольной системе образования: Гимназия активно сотрудничает с Городским дворцом творчества юных, Детской школой искусств им.М.И.Глинки, Правобережным и Левобережным домами творчества юных.
Основой сотрудничества Гимназии с родительской общественностью является деятельность родительских комитетов, существующих во всех классах. Высшим координирующим органом родительской общественности является общешкольный родительский комитет. Родители принимают активное участие в жизни Гимназии: участвуют в творческих и спортивных мероприятиях, в деятельности Совета профилактики, помогают в улучшении материально-технической базы учреждения.
Учебно-материальная база Гимназии отвечает высоким требованиям: в кабинетах проведен качественный ремонт с использованием современных отделочных материалов, отремонтированы рекреационные помещения, медицинский кабинет, спортивный зал, столовая, установлена новая мебель. В Гимназии обширная библиотека, обеспечивающая учащихся учебной и художественной литературой, активно формируется медиатека.
В учебных кабинетах установлено 11 мультимедийных проекторов, 2 ММИО. Кабинеты физики, химии, биологии оснащены современным лабораторным оборудованием. Обеспеченность компьютерами – 5 человек на 1 компьютер.
Сайт Гимназии успешно функционирует, отвечает современным требованиям. Вводится программно-технический комплекс «Школьный наставник», отвечающий запросам учителей, обучающихся и родителей. Приобретение современного оборудования стало возможным за счет денежных средств, выигранных в конкурсах в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».
С 2008 года Гимназия перешла на финансовую самостоятельность, что обеспечило более целесообразное расходование средств, расширение резервных финансовых возможностей, оптимизацию расходов на уровне Гимназии, а также расширение потенциальных возможностей Гимназии в реализации образовательных потребностей населения.