Гимназия № 498
телефон: (812) 446-18-57
Санкт-Петербург, улица Новосёлов, дом 21, литер Ш

Система социальных проектов "Школа - семья семей"

Система социальных проектов для 5 - 11 классов  «Школа – семья семей». Скачать

Схема Семья семей

Положение об организации  внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО

Должностная инструкция  классного руководителя в условиях введения ФГОС ООО

Положение о классном руководстве

 

 

Краткое описание системы.

1. «Моя семья». Вы, наверно, замечали, что в сравнении с начальной школой, в среднем звене родители перестают интересоваться проблемами школы. Поэтому необходимо придумать что-то, что вернуло бы этот интерес. Проект предназначен для 5 классов. В течение года дети вместе с родителями выполняют задания, обогащающие знания о своей семье, рисуют портрет семьи, составляют генеалогическое древо, берут у членов семьи интервью.  В конце года проходит итоговый праздник, в котором принимают участие и дети, и их родные. В пятом кассе для человека самое важное – семья.

Что дает этот проект?

1.Обогащение знаний детей о своей семье.

2. Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком.

3.Воспитание уважительного отношения к истории своей семьи.

4.Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

Классный руководитель может варьировать наполнение проекта мероприятиями по своему усмотрению и в связи с предложениями родителей как участников образовательного процесса. В конце учебного года педагог представляет отчет о проделанной работе на общешкольном семинаре, посвященном программе социального проектирования.

В презентации нашей программы есть результаты опроса родителей 5-х классов в начале и в конце учебного года. Одним из пунктов был вопрос: «Готов ли я участвовать в делах школы?»  Как видите, положительный результат есть.

2. «Любимый город». Скачать Этот проект интересен детям, в первую очередь, потому, что они выступают в качестве старших. Во время подготовительного этапа ребята собирают материал о СПб, который может стать интересным для 6-7-летних детей. Затем с тематическими презентациями школьники выходят в соседний детский сад. После серии мероприятий проводятся обобщающие викторины и игры с малышами на закрепление пройденного, все завершается праздником, посвященным дню рождения города.

Родители участников данного проекта принимают непосредственное участие в разработке презентаций. Чаще всего это заключается в том, что они могут подсказать тему, помочь оформить саму презентацию, т.к. в возрасте 6 класса, например, дети зачастую еще не владеют этой техникой.

В результате происходит:

1) знакомство со своим городом.

2) вовлечение родителей в совместную деятельность.

3) развитие навыков публичных выступлений.

4) воспитание толерантности в отношении детей младшего возраста.

5) развитие самостоятельности.

Мы спрашивали участников проекта, хотят ли они ходить к малышам. В начале учебного года, как правило, таких не очень много, иногда даже уговаривать кого-то приходилось. В середине года уже заметно повышается интерес к детям дошкольного возраста, а в конце все с теплотой вспоминают эти походы и хотят продолжения. Кстати, почти 80% тех, кто ходил в этот детский сад, становятся нашими учениками по микрорайону первичного учета, что уже заранее помогает малышам без страха вливаться в наш гимназический коллектив.

3. «Моя Россия». Скачать

Проект задействует весь класс. Учащиеся за время учебного года успевают побывать и в качестве игроков, и в качестве создателей игры, и в качестве знатоков определенного уголка нашей страны. За год проходит 7 викторин о 7 территориальных объектах России, а 8 викторина обобщает весь материал.

Кроме того что к концу года мы имеем пакет викторин, которые могут активно применяться, например, на уроках географии или во внеурочной деятельности, еще происходит

1) знакомство с культурой и искусством России.

2) развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

3) развитие умения работать в команде.

4) интеграция процесса обучения, развития и воспитания.

В процессе подготовки плана проекта на год на МО классных руководителей 7 классов ставится задача выявления предпочтений учащихся в выборе регионов, исследовать которые предстоит в течение уч.года, составление списка тем для викторин по каждому региону и обсуждаются детали работы с классом по дальнейшей работе. В течение года учащимся предоставляется возможность самостоятельной работы над поиском материала, разработкой вопросов для викторин. Классные руководители контролируют процесс и сводят воедино информацию класса, создают команды для каждой игры.

4."Интеллектуальные игры"Скачать В этом проекте принимают участие ученики 6-11 классов в качестве ведущих и разработчиков игр, а учащиеся 5 классов в качестве игроков. Кроме развивающей функции, этот проект дарит детям разных возрастов радость общения и сближение. В конце года мы задаем вопрос младшим школьникам: «Есть ли у тебя друзья среди учащихся старших классов?» Ответ очевиден.

Проект продолжает традицию шефской работы. Восьмиклассники выходят в 5-е классы с викторинами, играми на развитие интеллекта. Кроме взаимодействия детей разного возраста происходит развитие интеллекта как старших учащихся при подготовке мероприятий, так и пятиклассников в процессе игры. Учащиеся сближаются, у младших появляется положительный пример для подражания, а у старших укрепляется желание быть нужными, авторитетными

5. «Знаменательные даты»

Проект представляет собой выступление лекторских групп на классных часах с  десятиминутным освещением знаменательных дат в жизни России и всего мира.

Дети получают навыки:

1) самостоятельного ориентирования в потоке событий.

2) выработки активной гражданской позиции.

3) активного и осознанного участия в общественно-культурной жизни школы и города.

6. «Старшие – младшим». Этот проект интересен тем, кто уже имеет опыт общения с дошкольниками, теперь к этой группе присоединяются и учащиеся младших классов. В ходе проекта проводятся занятия по ПДД, ОБЖ, этикету и спортивным играм для детей. В конце года  6-11-классникам был задан вопрос: «Что мне дал этот проект?» Наиболее частыми стали ответы: «Ощущение нужности», «Повышение самооценки», «Желание стать педагогом», «Понимание малышей». Последний пункт наиболее значим, так как помогает в реализации главной идеи семьи семей. И малыши радостно бегут обниматься при встрече со старшими друзьями.

Для воспитанников детского сада наш проект - это приобретение новых друзей, нового жизненного опыта, дополнительное внимание и ощущение нужности. Подобное общение обогащает, дает ребенку положительный образ взрослого человека, который способен дарить заботу, решать бытовые вопросы, прийти на помощь в трудный момент.

Старшим школьникам этот проект дарит чувство сопричастности к проблемам младших детей, новые чувства и опыт во время общения с ребенком, возможность оказания реальной помощи.

7. «Мир профессий»Скачать Этот проект для старшеклассников, которые стоят на пороге выбора дальнейшего образовательного маршрута. Лекторские группы этого проекта делятся на две части: учащиеся 11 класса и родители учащихся разных классов. Родители рассказывают о своих профессиях на классных часах в 9-10 классах, а 11-классники выходят  с рассказами о вузах и нюансах поступления в них. На слайде мы видим ответы будущих абитуриентов на вопрос: «Кто тебе больше помог с самоопределением?» Таким образом, слушатели имеют возможность не только сориентироваться в мире профессий и понять, в каком направлении продолжить образовательный маршрут, но и продолжить объединение в семью семей в ходе бесед.

В результате мы имеем конструктор будущей профессии, пригодный для профориентационной работы в школе.

Каждый проект направлен на осознание себя и своей ответственности ЗА:

-себя

-семью

-товарищей

-окружающий мир

Данная программа достаточно проста в реализации. Огромная роль отводится самостоятельной работе детей, что соответствует современным требованиям (ФГОС). Классный руководитель всего лишь направляет детей и является неким консультантом. Даже не очень опытный педагог может справиться с задачами, поставленными перед ним. Личное участие в корректировке проекта стимулирует интерес классных руководителей к работе, что является важным фактором в работе.

8. Школьные праздники. Это есть во всех школах. Расскажу, как мы идем к намеченной цели с помощью этой традиции. Возьмем, к примеру, День учителя. К этому празднику мы готовим каждый год одну сказку на всю гимназию. Берется какая-то сказка, делится несколько частей. Далее учащиеся делятся на группы с обязательным условием – в каждой группе должны быть участники всех параллелей + учителя. Затем создается сценарий каждой части в группах и проходят репетиции. В заключение подготовки праздника проходит одна сводная репетиция. Так происходит очередной случай всеобщего сближения. На концерт приходят не только учителя и ученики, но еще родители и выпускники, которые любят наши праздники и имеют возможность еще раз окунуться в атмосферу всеобщего единения.

9.Клуб «Дебаты». В 2011 году наш учитель обществознания собрал из учащихся своего воспитательского класса команду «Игры ума», проекта городского масштаба. Команда отыграла год. За этот год в гимназии стало известно об этой затее. На следующий год свои силы решили попробовать другие ребята. Так команд стало две. А потом уже опытные участники решили собрать команды из 6-7-классников, чтобы внутри гимназии тоже проводить подобные игры. Так стал развиваться наш клуб. С каждым годом команд становится все больше. На уровне школы младших готовят старшие, а для выхода в младшую и старшую лигу городского конкурса к подготовке подключаются учителя. И тут есть роль для родителей, поскольку речи участникам команды приходится готовить не только в школе, но и дома, где идеи родителей могут быть очень существенными.

Школьный клуб «Игры ума» - это, конечно, не для всех учащихся. Там занимаются ребята, которым интересно спорить, рассуждать на общественно важные темы и учиться ораторскому искусству.

Цели:

 1. Воспитание гражданина, интересующегося общественно значимыми проблемами современного общества.

2.Пробуждение интереса к общественно-политической жизни страны.

3.Актуализацию знаний об истории России и мира.

4.Создание условий для развития навыков межличностного общения, умения работать в команде, формирования организаторских способностей, инициативности, способности работать в информационном пространстве.

Результаты говорят сами за себя: только 1-3 места по итогам года на уровне города мы держим уже несколько лет.

При подготовке очередной темы члены команды обращаются к различным источникам, получая огромный запас знаний по разным отраслям обществознания, истории, литературы, психологии. Это дает свои плоды и в участии в интеллектуальных конкурсах на уровне района, города. Неоднократно наши учащиеся становились победителями и призерами районной программы «Брейн-ринг», проводимой ЛДДТ, городского конкурса «Что? Где? Когда?», городского этапа всероссийского конкурса «Разминка для ума» и т.д.

10. Экскурсии. Экскурсии, несомненно, есть в каждой школе. Позволю себе рассказать, в чем же особенность нашей экскурсионной программы. В гимназии давно работает программа экскурсионной поддержки школьного курса «Петербург как феномен культуры». Ее особенность в том, что экскурсии у нас несут не развлекательную функцию, не закрепление школьного курса, а это учебный материал, который расширяет диапазон знаний, полученных на уроках. И это именно экскурсии, связанные с предметным циклом. Работая над идеей всеобщей интеграции, мы стали собирать разновозрастные группы для выезда в другие города и за граничные поездки. Кстати, в этих поездках старшеклассники становятся сопровождающими более младших. Они буквально не спускают глаз со своих подшефных, получая опыт ответственности за другого человека. Кроме того, в автобусных экскурсиях по городу участвует сразу 2 класса.

11. Спорт. Спортивные мероприятия есть во всех школах. Соревнования между детьми и родителями или детьми и учителями тоже не удивительны. Но у нас есть и такие соревнования, где непременно команды должны состоять из людей разных возрастов. Например, праздничные состязания «А ну-ка, парни!», посвященные 23 февраля. Или весенняя эстафета, для участия в которой желающие создать команду сами набирают состав из учеников, учителей и родителей.

12. «Зеркальный». Выезд в этот лагерь давно стал традицией. Но раньше мы делили учащихся по параллелям на несколько заездов за год. А потом не просто стали вывозить всех желающих одновременно, но и настаиваем, чтобы отряды были разновозрастными. И конечно, классные руководители едут вместе с детьми. Одной из важнейших возможностей становится тимбилдинг - делегирование части полномочий воспитателей старшим школьникам, чтобы дать им проявить лидерские качества, ответственность, обязательность!