Гимназия № 498
телефон: (812) 446-18-57
Санкт-Петербург, улица Новосёлов, дом 21, литер Ш

Проектная деятельность

 

Проектная деятельность в гимназии

Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.

Китайская пословица

 

В соответствии со Стратегией  модернизации содержания образования его важнейшим результатом рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.
Поэтому  целями  современного образования  являются развитие у детей самостоятельности и способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству; развитие способности к созидательной деятельности, толерантности, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

В соответствии  с этими целями основным результатом деятельности образовательного учреждения должен стать набор ключевых компетентностей школьника. Одной из технологий формирования ключевых компетентностей является метод проектов.  Он  способствует  становлению организационной культуры  личности,  развитию  самостоятельности,   интеллектуально – творческих способностей  учащихся.

Применение технологии проектирования  возможно при наличии  определённых условий:

  • наличия проблемы, требующей решения;
  • социальной, практической,  теоретической, познавательной значимости результатов  проектной деятельности;
  • возможности  применения исследовательских, творческих методов при проектировании;
  • структурирования этапов выполнения проекта;
  • организации самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора.

Технология  проектной деятельности  используется  в современной   школе как  в учебной, так и во внеучебной деятельности. В процессе внеурочной воспитательной работы, в процессе дополнительного образования  приемлема разработка различных видов проектов:  исследовательского, творческого, игрового, информационного,  практико - ориентированного, социального.

Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая решения. Его реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем, деятельностно - практического расширения  знаний  об обществе. Проектный коллектив  учащихся,   действующий  с  целью  совершенствования  социальной действительности, помогает приобрести  навыки коммуникации,  способность  общественного  действия, реализовать  потребность  творческого саморазвития.Одна из разновидностей  социального проекта – школьный социальный проект,  направленный на улучшение  условий школьной жизнедеятельности,  школьного микроклимата.

Важна выработка алгоритма организации  проектной деятельности. Он,  к примеру, может быть  таков:

I этап  - определение  круга проблем,  которые могут быть решены в  ходе проектной  деятельности. Сделать это можно в самых различных формах:  социологических опросов,  разведки дел, «горячей линии», сигнального  планшета «Внимание, проблема!», конференции и т.д.

Следующий  шаг -  создание вокруг каждой проблемы инициативных  групп, выявление  лидеров  проектов,  которые,  уточнив  суть проблемы,  определят чёткие границы её рассмотрения  и  сформулируют тему проекта.

II этап – анализ  целесообразности проектирования.  На этом этапе  важно определить, для каких социальных групп осуществляется  проект,  в чём  выражаются потребности адресатов проекта,  предполагаемую пользу от него.

III этап – этап целеполагания. Для чего реализуется проект? Каков его конечный результат? Предельно  краткая, точная  формулировка цели проекта – залог  его результативности.

При формулировке цели проекта важно учесть её реалистичность.  Необходимо также продумать,  существуют ли критерии, с помощью которых  можно будет оценить результативность проекта.

IVэтап – выдвижение гипотезы,   идеи проекта.

V этап - постановка задач.  Они делят  цель на конкретные части, направления,  действия  по  её  достижению.  Что необходимо организовать, подготовить, продумать, провести,   изучить для достижения  главной цели проекта? На этот вопрос необходимо ответить,  выдвигая задачи проектной деятельности.

V этап – деление  коллектива на творческие, проблемные группы в соответствии с направлениями и задачами деятельности. Процесс  формирования творческих групп  может быть самым разнообразным – по выбору  направления деятельности, по выбору лидера группы, в игровой форме.  Перед каждой группой  ставится задача  по реализации одной или нескольких задач разработки и реализации  проекта.

VI этап – определение ресурсов для  разработки и реализации проекта. Важно определить, кто поможет в проектной деятельности, какая литература необходима, источники  материального обеспечения,  социальных партнёров.

VII  этап – важнейший этап разработки механизма и  плана  реализации проекта. Проектный коллектив продумывает  принципы, ценности,  организационную структуру проекта,  функции его структурных элементов, взаимосвязи между ними, форму и содержание конечного результата.

В  разработанных коллективом структурных рамках происходит планирование деятельности.  Общий план разработки и реализации проекта с указанием  содержания деятельности, сроков, исполнителей  конкретизируется планами работы каждой группы.

VIII этап – непосредственная  разработка проекта. Работая в группах, учащиеся  разрабатывают различные аспекты  проекта, его составные части; затем   проектный коллектив создаёт из  наработанного группами единое целое.

IX этап -  презентация проекта с целью его рекламы, экспертной оценки.  Такая  презентация может происходить и в сугубо деловой, и в творческой форме,  и в форме  конкурса презентаций (компьютерных, творческих). Учащиеся имеют возможность видеть результаты своей работы, её   завершение  расценивать как  ситуацию  успеха, праздника.

X этап – внутренняя и внешняя оценка проекта. Анкетирование участников и адресатов проекта,  анализ и самоанализ – важнейшая составная  проектной деятельности. Важно определить критерии результативности проекта,  проанализировать количественные и качественные характеристики отдельных его сторон (динамика роста, востребованность, динамика уровня развития, уровень социальной адаптации, полученные навыки и т.д.)

 

Критерии и  показатели  результативности проекта.

  1. Востребованность.
  2. Удовлетворнность участников, адресатов проекта.
  3. Уровень развития творческих способностей.
  4. Развитие познаний и навыков.
  5. Динамика интереса к теме проекта.

 

 

Проекты на 2014-2015 учебный год

5 класс – «Моя семья»

6 класс – «Мой любимый город» (6А – детский сад, 6Б – 1А, 6В – 1В)

7 класс – «По странам и континентам»

8 класс – «Интеллектуальные игры» (для 5 кл.) + 8 "В" «Театр сказки» (детский сад)

9А класс – «Время.События. Люди»  9Б класс – «Школьная жизнь глазами фотообъектива»

10 класс– «Старшие младшим» (детский сад)

11 класс – «Моя профессия»

 

 

Проекты на 2012-2013 учебный год

 

5 класс – «Моя семья»

6 класс – «Мой любимый город»

7 класс – «Школьная жизнь глазами фотообъектива»

8 класс – «Интеллектуальные игры»

9 класс – «Политинформация»

10 класс – «Шефская работа»

11 класс – «Мир профессий»

 

 

Описание проекта

        

1. Вид проекта.

2. Название проекта.

          3. Содержательная тема проекта (ожидаемый результат – тип действия (технология) – материал).

4. Основные действия в проекте.

5. Объект проекта .

          6. Субъекты проекта .

          7. Срок реализации проекта .

          8. Постановка проблемы.

          9. Цель.

          10. Задачи.

 

 

План реализации проекта

 

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Примечания

 

Подготовительный этап

 

Этап планирования

 

Этап реализации

 

Этап подведения итогов

 

 

 

 

Отчет о реализации проекта

 

1. Бумажный вариант.

2. Фото-отчет о реализации проекта.